Потребительский индекс вернулся на докризисный уровень

Екатерина Зайцева
Апрель26/ 2018
Фото Depositphotos / Svetlana Khvorostova

В четвертом квартале прошлого года индекс потребительских настроений составлял минус 10%, но за первые три месяца 2018-го он вернулся к уровню до начала экономического спада (минус 9%). Модель розничного потребления постепенно нормализуется: все меньше потребителей приобретают товары низкого ценового сегмента.

По итогам последнего опроса потребителей (условных Ивановых), аналитики Sberbank Investment Research констатируют улучшение настроения россиян, пишет «Прайм». Ивановы стали лучше воспринимать собственное благосостояние и страны в целом:

  • индекс личного благополучия – 12% (+2 п.п. в сравнении с предыдущим кварталом);
  • показатель благосостояния страны поднялся до минус 15% (+2 п.п. к уровню годичной давности).

Потребители на 1 п.п. позитивнее стали оценивать возможность крупных приобретений (19%). Следует отметить, что такие изменения происходят на фоне устойчивой тенденции к восстановлению основных показателей. Есть вероятность, что при отсутствии потрясений достигнутые уровни будут устойчивыми.

В Sberbank Investment Research связывают улучшение потребительских настроений с ростом реальных доходов в первом квартале года на фоне низкой инфляции (за последние 6 месяцев она не превышает 1,3%).

На что пойдут дополнительные доходы

Согласно опросу уровень зарплат в январе-марте на 6,8% превысил показатели того же периода 2017-го. Хотя Росстат называет более существенный рост – 12%. Дополнительные средства Ивановы планируют расходовать следующим образом:

  • 18% от суммы – на продукты питания (сейчас на еду уходит 38% дохода);
  • 14% - на одежду и товары для дома (текущая доля расходов - 16%);
  • 13% - на формирование сбережений (сейчас потребители откладывают немногим более 7% дохода).

Норма сбережений, которая в первом квартале года достигла 7,2%, в октябре-декабре 2017 года протестировала рекордный минимум - 6,5%, а годом ранее цифра составляла 7%.

Экономных стало меньше

Со второго квартала 2017 года постепенно сокращается доля граждан, экономивших на основных продуктах в предыдущие 2-3 месяца (отдавали предпочтение более дешевым товарам). По итогам первого квартала 2018-го она составила 64% - на 6 п.п. ниже уровня годичной давности и на 1 п. п. ниже показателя четвертого квартала.

Несмотря на то, что среди Ивановых все меньше тех, кто экономит на еде, доля потребителей, целенаправленно покупающих товары по промоакциям, по-прежнему довольно велика, констатируют в Sberbank Investment Research.  24% респондентов сообщили, что покупают большую часть продуктов питания в одном магазине, но потом обязательно заходят в другой за товарами со скидкой (в четвертом квартале 2017 года этот показатель также составил 24%, а годом ранее - на 1 п.п. выше).  При этом сокращается доля потребителей, пытающихся экономить на необязательных расходах.

Согласно опросу, уровень безработицы в первом квартале по сравнению с предыдущим сократился на 1 п.п. – до 9,9%. Это рекордно низкий показатель, начиная со второго полугодия 2014-го. На долю частично занятых граждан (хотели бы работать на полную ставку) пришлись рекордные 11,1%. В предыдущем квартале таких было 9,7%, а годом ранее – 9%. Индекс чистого найма в январе-марте составил минус 35,2%, что соответствует уровню четвертого квартала 2017-го, но выше показателя первого квартала годичной давности (минус 36,5%).

Беспокойство на прежнем уровне

Поводы для беспокойства у Ивановых остались на уровне предыдущих кварталов. Среди основных негативных факторов:

  • 64% - коррупция;
  • 55% - безработица;
  • 48% - инфляция.

Инфляция по-прежнему беспокоит многих респондентов, хотя официальная статистика фиксирует стабильно низкий инфляционный показатель (1,3%). Зато курсом рубля обеспокоены лишь 18% опрошенных, что соответствует показателю за последний квартал 2017 года.

Низкие темпы продовольственной инфляции и динамика к сокращению числа потребителей, ориентированных на низкие ценовые сегменты, привели к уменьшению доли Ивановых, которые при выборе магазина уделяют большое внимание ценам. В первом квартале таких 71%, в предыдущем было 73%. Нынешний показатель близок к уровням, наблюдавшимся до экономического спада в 2014-м. 

Доля россиян, ориентирующихся на качество продуктов, выросла в первом квартале на 1 п.п. – до 69%. Этот показатель на 3 п.п. выше уровня годичной давности и соответствует среднему показателю первого полугодия 2014-го. Эксперты считают это косвенным признаком адаптации расходов на продукты питания, на которые по-прежнему уходит 38% от общих затрат. Есть вероятность, что расходы на провизию вернутся к среднему историческому уровню (36%), но это произойдет после значительного роста реальных доходов Ивановых.

Кроме регулярного мониторинга индекса потребительской уверенности, в обзоре Sberbank Investment Research приводится также анализ опережающих экономических показателей. Они дают представление об основных тенденциях в секторах, ориентированных на потребителя и отличающихся высокими темпами роста, в т.ч. в розничной торговле, банковской сфере, телекоммуникациях, медиа, ИТ, недвижимости и транспортном секторе.

Ежеквартальный опрос разработан исследовательским агентством Cint по поручению Sberbank CIB. Оценивание потребительского поведения соответствует методикам, применяемым Росстатом и аналитическими службами стран ЕС, но охватывает более широкий круг вопросов относительно поведения людей со средним уровнем дохода.

Обзор основан на итогах опроса 2300 граждан возрастом от 18 до 65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек. Погрешность оценок - менее 2%.

Комментарии

  • Надежда Симонова, 29 апреля 2018 21:39

    Индексы и статистика вещи легко управляемые. Можно скорректировать любой показатель в ту или иную сторону. Лучший показатель благополучия -это рождаемость.

  • Артем Малышев, 29 апреля 2018 18:12

    Посмотрим, что будет далее, потому что улучшения в экономике могут быть временными, потребительский индекс должен показать устойчивый длительный рост, тогда можно будет говорить более уверенно об оживлении потребительских настроений.

  • Sofia Belkina, 28 апреля 2018 13:59

    Умение экономить и время (на походы по нескольким магазинам в поисках выгоды), и деньги в любом случае полезно.А продукты самого низкого ценового сегмента часто бывают не лучшего качества (известный пример - молочка). Отсюда внимание к качеству. А следить за промо-акциями имеет смысл, они бывают и на недешевые товары. И если не следить за ценой на привычные покупки, можно сильно переплатить.