Экономическая экспансия США на примере «Русала»

Екатерина Зайцева
Июнь6/ 2019

Алюминиевый гигант России вкладывает $200 млн. в строительство крупнейшего завода в США. Предприятие будет прокатывать российские алюминиевые слябы для местного автопрома. Подобные новости еще недавно показались бы нонсенсом, но Белый дом уверенно ставит под контроль стратегическую отрасль РФ и намерен пользоваться ее благами.

Удачная стратегия

Правда, UC Rusal и ранее сложно было назвать полностью российской компанией. Она подконтрольна холдингу En+, зарегистрированному в юрисдикции офшорного острова Джерси, Но теперь Россия полностью утратила влияние на нее: членов совета директоров теперь фактически назначает Минфин США, а прежний владелец – Олег Дерипаска по условиям вывода предприятия из-под санкций вынужден был значительно снизить долю в «Русале», пишет Егор Кучер для «Царьграда».

Ключевыми фигурами En+ являются британский лорд Грегори Баркер и американский совет директоров. К тому же в холдинг входит и компания «Евросибэнерго», владеющая крупнейшими энергоактивами на востоке России. Ранее «Царьград» в подробностях рассказывал, как Вашингтон реализовал хитрый план по изъятию активов олигарха Дерипаски.

Российские власти пытались  поддержать UC Rusal и другие подсанкционные компании миллиардера. Озвучивались амбициозные планы по приоритетным госзакупкам алюминия и предоставлению преференций для «Группы ГАЗ». Но всякий раз препятствием становились смежные отрасли, которые получили бы от реализации задуманного тяжелые удары. Начиная с апреля 2018-го, действенных шагов так и не было предпринято.

Закономерным итогом бездействия стало превращение «Русала» в американскую компанию, которая уже начинает вести себя соответствующим образом.

Вынужденное партнерство

В середине апреля авторитетное издание Wall Street Journal сообщило о готовности UC Rusal инвестировать $200 млн. в американскую экономику, точнее – в строительство завода по переработке алюминиевых слябов. Компания подтвердила эту новость, распространив на Гонконгской бирже соответствующее заявление.

«Российский алюминиевый гигант «Русал» планирует инвестировать 200 млн. долларов в прокатный стан в штате Кентукки, который станет крупнейшим алюминиевым заводом, построенным в США почти за четыре десятилетия», - сообщала деловая газета WSJ 15 апреля.

Инициатором проекта стал стартап Braidy Industries Inc, вложивший в него $1,7 млрд. Выгода от реализации очевидна: американский автопром будет полностью обеспечен алюминием. Причем открытие прокатного завода весьма выгодно экономике США, ведь 10-процентные пошлины на ввоз импортного алюминия отразились на его стоимости. Но уже в скором времени российские алюминиевые слябы начнут активно превращаться в листы для нужд автопрома и иных целей непосредственно в Америке.

«После десятилетий стагнации продаж алюминиевого листа для банок и других основных продуктов прокатные компании в США стремятся к производству высококачественного листа для кузовов автомобилей. Автопроизводители все чаще заменяют сталь на алюминий, потому что он легче. Рост пошлин повысил и стоимость алюминия иностранного производства, что привело к более высокой ценовой политике на рынке, где производственные мощности уже ограничены», - отмечали журналисты WSJ.

Представители Braidy сообщали, что второй по величине мировой производитель алюминия будет ежегодно поставлять на завод до 200 тыс. метрических тонн металла.  В основном сырье будет идти со строящегося в Сибири Тайшетского алюминиевого завода.

«Мы считаем, что такого рода партнерство мы могли бы воспроизвести по всему миру», — удовлетворенно заявлял лорд Грегори Баркер.

Вероятно, американцы заключат с «Русалом» 10-летний контракт, что сделает его крупнейшим поставщиком необработанного алюминия для этой страны. При этом «российский партнер» получит 40% активов дочерней компании Braidy. Кажущаяся выгодной для обеих сторон сделка после рассмотрения должна получить одобрение советов директоров Braidy и En+.

Выгода для Америки

При колоссальном затоваривании складов «Русала» непроданным алюминием расширение возможностей на заокеанском рынке выглядит довольно заманчиво. Но «дьявол кроется в деталях»: речь о добавленной стоимости, которую российский производитель получит на территории США, но не будет иметь на родине.

Вместо строительства перерабатывающих мощностей в России, перспективный завод получат США. Поэтому добавленная стоимость будет способствовать развитию американской экономике, а не родной. Для Америки это особенно важно на фоне повышения Трампом пошлин на импортные сталь (+25%) и алюминий (+10%).

В 2018-м президент США заявлял, что такая заградительная мера будет стимулировать бизнес к созданию производства на местах, вместо закупок зарубежного сырья. Но в итоге рост пошлин спровоцировал начало торговой войны с союзником. Европа не смолчала и ответила на недружественные действия Вашингтона.

Последствия оказались не такими уж радужными — пошлины США привели к росту цен на внутреннем рынке. Необходимо было искать выход, и его нашли. Стоило захватить у России «Русал», чтобы получать алюминий напрямую и перерабатывать его уже в США. Wall Street Journal недаром так помпезно пишет об инвестиции «Русала» как о краеугольном камне снижения цен на алюминий для американских автопроизводителей, указывает Егор Кучер.  Учитывая потребности американской промышленности, включая потребности того же Boeing в российском алюминии, можно смело сказать, что эффект будет мультипликативным. Ниже стоимость сырья, ниже стоимость переработки и закупочные цены для потребителей в Америке.

Алюминиевая революция

Стартап Braidy планирует провести на родине алюминиевую революцию после долгого затишья (последний прокатный стан запущен еще в 1983 году). Теперь компания намерена закупить качественное оборудование и сделать завод в Кентукки самым дешевым производителем листов из алюминия минимум на 5-летний период.

Растущий спрос со стороны автопрома привлечет внимание и других инвесторов. В конечном итоге ситуация способна обернуться перепроизводством и снижением цен на алюминиевые автопокрышки. Нельзя исключать и риск спада автопроизводства. Компании могут столкнуться с необходимостью делать машины более легкими и экономичными.

Штат Кентукки также присоединился к проекту, вложив $15 млн. Еще столько же местные власти обещают в качестве стимулов экономического развития. Завод может быть запущен уже в будущем году. На нем постоянно будут трудиться до 600 сотрудников, а в целом он создаст 1,5 тыс. рабочих мест.

Что получит Россия

Реализация масштабного американского проекта стала возможной лишь благодаря «Русалу». Продемонстрированные Кремлем «танцы с бубнами» не увенчались успехом и теперь судьбу российского алюминия решают в администрации Трампа. Можно посмотреть на произошедшие события не только с экономической стороны.

«Русал» — хорошо структурированная компания с большими активами не только в России, но и по всему миру. Но ее очень легко атаковать. Достаточно было запретить компаниям перевозить грузы для «Русала» под угрозой вторичных санкций, и все начало рассыпаться. То есть американцы, на их взгляд, отработали очень успешно технологию, которую можно масштабировать на другие компании, на другие рынки, и не только российские,— пояснял президент Центра системного прогнозирования Дмитрий Митяев в беседе с «Царьградом».

Экономист считает, что Вашингтон развязал войну с Москвой за доминирование на  мировых рынках. Переход UC Rusal под контроль американцев стал следствием перераспределения влияния на рынки, в т.ч. между США и Британией. Но пока экс-министру энергетики Великобритании Грегори Баркеру удается контролировать En+.

Ранее в совете директоров холдинга присутствовал один из Ротшильдов. К слову, банк этого семейства принимал участие в отрешении «Русала» от РФ посредством «плана Баркера». Дерипаске не посчастливилось подружиться с Ротшильдом, поэтому россиянину и не повезло…

«Россию начали давить превентивно. Речь идет именно о том, чтобы в этот пресловутый слепой траст Минфина США забирать все, что клиент готов отдать. И это у них может получиться, судя по заявлениям нашего министра финансов, который конструктивно взаимодействует с Западом, даже не обсуждая», - указывает Митяев.

Глава Минфина и первый вице-премьер Антон Силуанов ранее даже хвастал планом, позволившим вывести алюминиевого гиганта из-под американских санкций. Он считал, что таким же образом можно спасти и «Группу ГАЗ». Причем переговоры об этом с министерством финансов США якобы идут.

«Ползучая оккупация»

Однако в итоге ситуацию скорее следует называть «вашингтонским заговором», причем с участием многих российских олигархов. Они не готовы терять прибыль полностью и по примеру Дерипаски согласятся на передачу львиных доле своих компаний под контроль Вашингтона. Вот поэтому новый завод «Русала» будет построен за океаном, а не в России.

Также происходящее можно смело назвать «ползучей оккупацией». Рейдерский захват «Русала» американцами носит прецедентный характер. По этой же схеме можно прибрать к рукам и другие крупные российские предприятия и банки. В целом эта «оккупация» означает, что Россия может превратиться в сырьевой придаток Запада, а все производство и добавленная стоимость будут там, констатирует автор статьи. Сейчас же американцам начинает служить огромная и важнейшая отрасль российской промышленности — алюминиевая.

Комментарии

  • Напишите что думаете! Пока комментариев нет...