Банки неохотно и крайне медленно осваивают биометрию

Екатерина Зайцева
Август7/ 2018

Банк России призывает кредитные организации к «ускорению», поскольку сбор биометрических данных идет слишком медленно, идентификация новых клиентов посредством мобильных устройств остается нереализованной. В то же время для банкиров пока неочевидна экономическая целесообразность предоставления дистанционных услуг по биометрии, как и дальнейшее развитие данного направления в целом.

В конце минувшей недели ЦБ инициировал закрытое совещание с участием 15 банков и «Ростелекома». Поводом для этого послужили низкие темпы сбора биометрических данных. Как следствие, удаленное представление банковских услуг на их основе фактически не осуществляется, пишет «Коммерсант».

Сбором биометрии кредитно-финансовые организации занялись с прошлого месяца, однако скорость процесса далека от ожиданий ЦБ. Ранее первый зампред регулятора Ольга Скоробогатова отмечала: начиная с 2 июля порядка 400 банковских отделений в 140 российских городах приступят к сбору необходимых данных с населения. К концу года процесс распространится на 4 тысячи отделений и 20% банков. Но месяц спустя биометрические данные в Единую биометрическую систему (ЕБС) представляют всего 14 банков, имеющие отделения в 121 городе, свидетельствует статистика «Ростелекома». По состоянию на 2 августа ЕБС располагает данными лишь 1200 человек.

Преимущества биометрии

Образцы лица и голоса позволяют безошибочно идентифицировать человека. Сдать биометрические данные для первичной идентификации можно в любом из уполномоченных банков. Специалисты снимают необходимые параметры и направляют их в ЕБС.

После этого гражданин может получать необходимую  финансовую услугу практически в любом банке: достаточно пройти авторизацию в Единой системе идентификации и аутентификации, подтвердив данные с помощью планшета, смартфона, ноутбука либо компьютера с микрофоном и камерой.

Актуальные проблемы

В ходе пятничной встречи и.о. главы департамента финтехнологий Центробанка Иван Зимин напомнил финансистам, что они до сих пор не реализовали возможность предоставления банковских услуг с мобильных устройств, и призвал их «ускориться».

«Причем даже в тех кредитных организациях, кто сделал упрощенную идентификацию и должен был бы эти услуги предоставлять…При этом у вендоров уже есть соответствующие приложения, необходимо их лишь интегрировать в системы банков»,— рассказал изданию один из присутствовавших на встрече.

Банки в свою очередь пояснили «заминку» проблемами технического характера, включая отсутствие утвержденного перечня оборудования для сбора биометрии. Один из банкиров посетовал на то, что кредитная организация закупила спецоборудование, снимала биометрию, но в результате выяснилось, что полученные данные непригодны для дальнейшего использования. В связи с этим участники рынка предложили ЦБ нормативным документов утвердить конкретный перечень оборудования во избежание повторения подобных случаев.

По мнению аналитика "Алор Брокер" Алексея Антонова, техническим проблемам следует уделить особое внимание, поскольку они не должны доставлять неудобства гражданам.

«Если клиент будет из-за сбоя вынужден дважды сдавать биометрию, то это может подорвать его доверие как к кредитной организации, так и к самой системе в целом», - предупреждает Антонов.

Экономическая нецелесообразность

Председатель правления СДМ-банка Максим Солнцев ключевыми причинами отставания называет не технические, а экономические проблемы. Для активного внедрения сбора биометрии банкам требуются два условия:

  • максимальное число зарегистрированных в ЕБС людей;
  • доступность решений для снятия биометрических данных.

В первом случае кредитные организации охотнее вкладывали бы капиталы в удаленную идентификацию в надежде на привлечение значительного числа новых клиентов. Второй момент связан с дороговизной оборудования. При ограниченном числе участников ЕБС и высоких затратах на снятие данных, участие в проекте выглядит экономически нецелесообразным, во всяком случае на начальных этапах.

Начальник управления информационной безопасности Златкомбанка Александр Виноградов отметил, что многие банки в ходе планирования бюджетов-2018 попросту не заложили расходы на биометрию.

«При этом не стоит забывать, что с 1 июля стартовал не только сбор биометрии, но и вступили в силу новые требования по информбезопасности, по которым также банки понесут дополнительные и весьма существенные расходы», - напомнил Виноградов, добавив, что зачастую банкам сложно выкроить средства и на одно, и на другое.

По подсчетам экспертов, одно рабочее место для снятия биометрических параметров обходится финансовой организации не менее 5 млн. руб. Пока ЦБ лишь призывает банкиров ускориться и не грозит санкциями. Поэтому вряд ли в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону.  Ранее регулятор уже обещал банкам не штрафовать их до конца 2018-го за отсутствие оборудованных для сбора биометрии отделений.

Совладелец Совкомбанка Сергей Хотимский рассказал, что на стадии тестирования новой технологии сбором биометрии занималось ограниченное число банков.

«Они и собирают данные сейчас, остальные пока присматриваются», - заключил банкир.

Комментарии

  • Елена Протасова, 14 августа 2018 18:58

    В странах Европы уже давно банки идентифицируют личность по голосу и лицу. Это нормально. А у нас это просто невыгодно определенным дельцам. Сразу невыгодно через подставных работать и несколько карт иметь. Все будет прозрачно. Потому и тянут с вопросом биометрии. И будут тянуть.

  • Sasha Black, 12 августа 2018 17:23

    Собирать биометрию могут начинать не только банки для кредитования. Государство может и с себя начать, собрать с депутатов биометию, бизнесменов, правительства, продолжить в сфере коммунального хозяйства, чтобы пришёл платить за коммуналку без квитанций, ГАИ, налоговые органы, а то банкиров с кредитованием сделали крайними. Работать есть над чем, водители авто, например и список можно расширить, не ограничиваясь кредитованием, как первопроходцами.

  • Zmeejj Aspid, 12 августа 2018 08:21

    Странной выглядит постановка вопроса, при которой банкирам, для экономической целесообразности и мотивации к сбору биометрии, требуется максимальное количество граждан, подключённых к ЕБС, но при этом собирать данные они не хотят. Ждут пока другие банки подсуетятся? А клиентам при там раскладе, так и вовсе нет особой нужды тратить время на процедуру, для идентификации в системе, которая не работает и неизвестно заработает ли вообще.