Банки начали требовать от россиян обоснования переводов на тысячу рублей

Екатерина Зайцева
Ноябрь27/ 2018
Фото Depositphotos / ureci

Некоторые российские банки начали практиковать блокировку карт или счетов лиц, которые не могут документально подтвердить обоснованность операций на сумму в пределах 1 тыс. руб. С такой проблемой уже столкнулись клиенты Сбербанка, Бинбанка и Тинофф-банка.

Эксперты связывают подобные новации с попытками кредитных организаций противостоять мошенническим схемам и уходу предпринимателей от налогообложения. В то же время Банк России называет такую практику незаконной и советует гражданам обращаться с жалобами к регулятору, пишут «Известия».

Трое суток на подтверждение

В ноябре банковским клиентам начали поступать звонки от сотрудников служб финансового мониторинга с требованием предоставить обоснования по проведенным транзакциям в пределах 1 тыс. руб. Чаще всего это касается переводов денег между гражданами (p2p-переводов).

Так, сотрудники Бинбанка поставили в известность жительницу Москвы Анастасию о вероятности аннуляции ее кредитной карты, если она не пояснит экономический смысл операции на 1 тыс. руб.

«Специалист колл-центра перечислила все бумаги, которые нужно перекинуть ей в WhatsApp. Там было письменное обоснование экономического смысла перевода средств, документы, подтверждающие происхождение денежных средств (расширенная выписка со вклада), письменное пояснение целей расходования денежных средств с карты, - рассказала Анастасия, добавив, что на сбор нужных бумаг ей отвели три дня.

Знакомый сотрудник банка помог женщине урегулировать ситуацию, поэтому ее кредитную карту не заблокировали.

Москвич Николай столкнулся с подобной проблемой в Сбербанке после перевода 1 тыс. руб. на карту Альфа-банка. После долгих разбирательств со службой финмониторинга и предоставления запрошенных документов, госбанк все же осуществил перевод средств, но с тех пор клиент перестал пользоваться его услугами.

Тинькофф-банк заблокировал «пластик» молодого москвича, требуя предоставить фото карт, с которых ему перевели 1 тыс. руб. Представители фрод-мониторинга желали убедиться, что операция не является мошеннической. Лишь после того как Виталий предоставил изображения кредиток его собственную карту разблокировали.

В Сбербанке и Бинбанке отказались отвечать «Известиям» о причинах блокировок карт при переводах на 1 тыс. руб. В Тинькофф-банке заверили в отсутствии массовых блокировок.

«Банк, предоставляя сервис переводов с карты на карту между физическими лицами, оказывает повышенное внимание безопасности платежей, и в отдельных случаях, когда возникают подозрения в попытке совершения мошеннических операций, проводит дополнительные проверки, направленные на установление легитимности перевода. При таких подозрениях перевод может быть заблокирован вне зависимости от суммы на время проверки в соответствии с законодательством РФ. Как только банк убеждается в безопасности перевода, он немедленно производится», - уточнили в пресс-службе.

Незаконные действия

По информации регулятора, банкам следует приостанавливать операции и связываться с клиентами только при наличии признаков, указывающих на вероятность совершения транзакции без согласия владельца счета. В частности, к таким признакам относится несоответствие традиционному поведению клиента сумм и сроков переводов. Но даже в этом случае финансовой организации не следует выяснять происхождение средств и назначение платежа, необходимо лишь получить от клиента подтверждение об отправке денег или напротив – отказ от операции, пояснили в пресс-службе Банка России.

Пока регулятор не получал жалоб на банки за массовую блокировку перечислений между физлицами.

«Если клиенты банков сталкиваются с подобного рода проблемами, ЦБ рекомендует подавать жалобы в интернет-приемную», - советует пресс-служба.

По словам финансового аналитика «БКС Премьер» Сергея Дейнеки, банки ведут политику, направленную на пресечение нелегальных схем. Поэтому повышенное внимание к небольшим суммам p2p-переводов может быть связано с тем, что подобные операции нередко используются в торговом бизнесе и сфере услуг, превратившись для мелких коммерсантов в аналог эквайринга, позволяющего уходить от налогов.

Советник главы ассоциации «Финансовые инновации» Мурад Салихов отмечает: банк максимум имеет право позвонить клиенту для получения его устного подтверждения о совершении транзакции. Запрашивать какие-либо документы он не вправе. Банки, требующие от клиентов бумаги по переводам, нарушают законодательство. В связи с этим граждане могут подавать жалобы не только в ЦБ, но и в судебные органы.

Финразведка не в курсе проблем

Заместитель председателя Локо-банка Андрей Люшин поясняет: кредитным организациям в рамках борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма необходимо информировать Росфинмониторинг о любых операциях на суммы от 600 тыс. руб. Действующее законодательство позволяет банкам разрабатывать собственные правила противодействия сомнительным транзакциям. На основании этих норм от клиента могут потребовать подтверждения платежа на 600 тыс. руб.

В Росфинмониторинге не ответили на вопрос о блокировке небольших p2p-переводов. Но близкий к ведомству источник рассказал «Известиям», что финразведка не знает о том, что правила борьбы  с нелегальными операциями предполагают возможность требований пояснений по переводам мелких сумм. Контролирующая структура не в курсе, что кредитные организации уже практикуют блокировку карт и счетов при отсутствии обоснования экономического смысла по переводам в пределах тысячи рублей.

На протяжении 10 месяцев 2018 года объем перечислений между гражданами достиг 3,7 млрд. руб., что в 1,5 раза превышает показателя января-октября прошлого года.

Комментарии

  • Сергей Жданов, 12 декабря 2018 17:55

    Многое в одну кучу свалено и некоторые факты просто притянуты за уши. Однако, тот факт, что чем дальше, тем жестче будет контроль за деньгами граждан, это факт.

  • Ольга Фроимчук, 8 декабря 2018 10:49

    Я немного шокированная такой ситуацией! Ведь 1 тыс рублей - это совсем небольшие деньги на сегодня, и если для перевода такой небольшой суммы возникают такие проблемы, тогда люди скоро перестанут пользоваться такими банками и такими переводами. 

  • Аюна Гуруева, 5 декабря 2018 07:49

    Интересно почему до 1000 рублей? Ведь если это мошенники, то они выводят явно больше, если не все что есть на карте. Мне кажется, что лучше банкам следить куда отправляются деньги, если человек никогда не отправлял деньги за границу или в другие регионы, то скорее всего это мошенники. А если действительно сам собственник переводит, то попросить подтверждение.

  • Дарья Кондакова, 28 ноября 2018 10:13

    Если честно, то статья несколько "однобокая". Сначала небольшая истерия и рассказы о заблокированных клиентах, а потом небольшие комментарии от регулятора. Мне кажется до публикования подобного материала необходимо сначала переговорить с клиентами у которых заблокировали карту, выяснить причину. Может они переводили деньги лицам связанными с экстремистами, тогда понятно почему их переводы заблокировали. А так получается банки "плохие", а клиенты "хорошие".